Печатные издания РусскийEnglishDeutschFrancaisEspanol
На главную страницуНа страницу оглавленияК предыдущей статьеК следующей статье


BannerPoint



     Автор: Редакция ЛЭ; Рубрика: Юбилей; ЛЭ №2(2)1998.

К 100-летию со дня рождения Герберта Маркузе

       17 июля этого исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося леворадикального философа 20-го века - Герберта Маркузе. Герберт Маркузе, безусловно, один из наиболее значимых идеологов течения "новых левых", оказавший большое влияние на развитие ультралевой, контркультурной мысли второй половины ХХ века. Его работы до сих пор являются предметом жарких споров, острых дискуссий и вдохновением для всех революционеров, бунтарей и альтернативистов - от сапатистов, "Тупак Амару" и маргинальных анархических групп до академических семинаров интеллектуалов, испытывающих нетрадиционные технологии политической борьбы.
       Родился Герберт Маркузе в 1898 году в Берлине, учился на философском факультете сначала Берлинского, а затем Фрейбургского университета. Ещё в ранней молодости симпатизировал социалистическому движению. Как и многие другие наивные немецкие марксисты - молодой Маркузе был шокирован тем, как правые социал-демократы-патриоты типа Носке-Шейдемана активно подавили революцию в Германии 1918-1919 годов. Это натолкнуло Маркузе на мысль о неприемлимости и вредности реформистского пути и необходимости радикальных, революционных преобразований. Безусловно, Маркузе враждебно относился к набиравшему силу фашизму, поэтому, когда гитлеровцы пришли в Германии к власти, он эмигрировал из страны и в конце-концов осел в США, где в течении ряда лет работал на государственной службе, пока не ушёл оттуда в 1950 году в соответствии со своими убеждениями и занялся преподавательской деятельностью в Калифорнийском университете, одной из самых "неспокойных" высших школ в США.
       Что же всё-таки представляли из себя взгляды Маркузе, в чём заключалась его "критическая теория"?
       Маркузе оставил нам богатое библиографическое наследие - это целый ряд статей - как сугубо академических, написанных почти хайдеггеровским языком, так и политико-публицистических (среди них серия антифашистских статей, написанных в годы эмиграции), несколько крупных работ: "Онтология Гегеля и основоположения теории историчности (1932), "Разум и Революция" (1940), "Эрос и цивилизация"(1955), "Советский марксизм: критический анализ" (1958). В частности, в работе "Эрос и цивилизация" Маркузе очень хорошо отобразил свои взгляды на проблему взаимоотношения человека и общества. В этой книге Маркузе писал, что человеком руководит принцип удовольствия - это стремление к уменьшению внешних раздражений, к покою, - стремление удовлетворить все свои желания. Но в обществе принцип удовольствия заменяется принципом реальности - делать лишь то можно, а не то, что хочется. Поэтому, по мысли Маркузе, развитие цивилизации - есть подавление свободных инстинктов, и всё это ведёт к порабощению человека обществом.
       Однако самой знаменитой, центральной книгой, ставшей символом целой эпохи, и настоящей Библией для течения "новых левых" - безусловно стала филисофско-аналитическая работа "Одномерный человек. Исследование по идеологии индустриального общества"(1964). Это объёмный труд, в котором Маркузе с фотографической точностью анализирует "современное индустриальное общество" ( в качестве прототипа Маркузе взял США), причём как западно-либерального, так и "советского" типа, и на основе этих наблюдений он вывел целый ряд интересных выводов, сформулировал целый ряд новых социально-филосософских терминов и категорий. Именно после этой книги к Маркузе начали внимательно прислушиваться, начали вспоминать о его старых книгах и даже статьях, переводя их на многие языки. Его стали приглашать на научные конференции, симпозиумы и студенческие дискуссии, где Маркузе получал возможность в споре проверить убедительность собственных аргументов и сформулировать новые положения своей теории (кстати, именно из дискуссии со студентами Западноберлинского университета в 1967 году, когда его встречали толпы ликующей молодёжи, заявлявшие, что их вдохновителями являются Маркс, Мао и Маркузе, - родилась одна из его работ - "Конец утопии").
       Ну и конечно же, само-собой разумеется, что во время известных событий 1968 года Маркузе был просто "идейным отцом", "оракулом" бунтующей молодёжи. Его идеями руководство -вались, его цитаты приводили в листовках, с его книгами шли на баррикады, о нём спорили, говорили, писали. Символом десятилетия стал длинноволосый бунтующий студент с цитатником Мао или "Одномерным человеком" в руке. И те же самые незабвенные "Красные бригады", РАФ и Рэнго Сэгикун - все они тоже возникали, в том числе и под влиянием работ Маркузе. Попытка осмыслить леворадикальный всплеск конца 60-х нашла отражение в его работе "Очерк об освобождении" (1969).
       В целом, теория Маркузе стала своеобразным осовремененным ультралевым сплавом идей Маркса и Фрейда, и эту теорию взяли на вооружение самые различные группы - анархисты, маоисты и другие ультралевые течения, и конечно же движение "новых левых". Их особенно привлекали утверждения Маркузе о том, что в современном обществе главной революционной силой стали не рабочие, примирившиеся с системой, а радикальные слои студенчества и интеллигенции.
       В СССР Маркузе не любили, в СССР Маркузе ругали: "идеолог левобуржуазного экстремизма", "право-левацкий оппортунизм", "детская болезнь левизны", "ультралевый вариант социал-демократии", "псевдореволюционная трескотня", "субъективное истолкование и извращение марксистского учения", "враждебность к существующему социализму", "отрицание качественного различия капиталистической и социалистической систем", "сомкнулся с другими псевдореволюционными идеологами - с троцкистами, анархистами, маоистами", "мелкобуржуазный теоретик "третьего пути" ", - именно так характеризовали Маркузе советские политологические брошюры брежневской поры с названиями типа: "Мелкобуржуазный революционизм" или "Бунт в тупике". Да, радовалась брежневская бюрократия поражению революций на Западе. Недаром ведь еще Троцкий в "Преданной революции" и других своих работах писал о том, как хорошо умеет советская бюрократия организовывать поражения революций заграницей. Чувствовала ведь советско-восточноевропейская номенклатура, что Маркузе бил в самую точку, когда писал, что СССР и Восточная Европа не являются социалистическими обществами, что социалистическую революцию этим странам ещё предстоит совершить. Критиковали Маркузе и многие "традиционные" марксисты на Западе.
       А жаль! Очень хорошо писал Маркузе об одномерности, как западного "свободного" общества, так и советского "реального социализма", о "революции воображения", о "репрессивной терпимости", которую буржуазия развитых стран испытывает к левооппозиционным течениям, о радикальном сознании, об "интеграции" пролетариата развитых стран в систему и его постепенном омелкобуржуазивании, о "Великом Отказе", о социал-демократизации компартий Запада (достаточно лишь вспомнить поведение той же ФКП во время того же 68-го года и её нынешнее жалкое, никчёмное буржуазное существование, или полный крах той же компартии Италии - некогда самой крупной в Европе - и других про-КПССных "еврокоммунистических" контор).
       Можно, конечно же спорить с тем, что Маркузе уже не считал рабочий класс (по крайней мере в развитых индустриальных странах) основным революционным классом. Но скажите, разве рабочий класс западных стран, пускай косвенно, пускай не осознано, но все же паразитирует на грабеже "третьего мира". А чем же, тогда объяснить упадок коммунистического и рабочего движения в этих странах? Почему, все дело ограничивается лишь квазиклассовой грызнёй за передел национального пирога, причём под руководством квазисоциалистических партий и профсоюзов. Можно, конечно, не соглашаться, с тем что Маркузе произвольно делил цивилизацию на "нации-пролетарии" и "нации-буржуа". Но Маркузе никогда и не претендовал на истину в последней инстанции. Сам себя он характеризовал, на симпозиуме ЮНЕСКО в 1968 году, как "недогматический сторонник учения Маркса", пытаясь вернуть марксизму утраченную им, как он считал, "критическую силу".
       Несмотря на относительную мало известность Маркузе в бывшем СССР, мы надеемся, что идеи Г. Маркузе вдохновят на революционные подвиги и может быть повторения "68-го года", только на улицах Москвы, Ленинграда, Киева и Харькова...



Интерреклама. Развлечения. Личные страницы.



BannerPoint
На главную страницуНа страницу оглавленияК предыдущей статьеК следующей статье
Авторские права отменены, копирование разрешается и приветствуется

                                         
Хостинг от uCoz