Печатные издания РусскийEnglishDeutschFrancaisEspanol
На главную страницуНа страницу оглавленияК предыдущей статьеК следующей статье


BannerPoint



     Автор: Редакция ЛЭ; Рубрика: Тема номера; ЛЭ №2(4)1999.

31-ой годовщине Красного Мая посвящается...

      
       Введение...
       Франция...
       Германия...
       США...
      
       Введение...
       Этот номер "ЛЭ" посвящается бурным событиям тех лет, когда многие из наших читателей еще не родились. События эти уже обросли легендами и мифами.
       60-е годы XX века дали огромный толчок развитию мирового революционного движения. Во Вьетнаме, в Алжире, по всей Латинской Америке антиимпериалистическое сопротивление достигло своей высшей точки, апогея. В мировом масштабе все более расширялась зона, свободная от власти капитала. Французские студенты и рабочие предприняли самую решительную попытку сокрушить капиталистическое общество в мае 1968 года.
       В авангарде борьбы шла самая способная и талантливая часть студентов, интеллигенции, рабочих.
       Возникнув, как моральный протест, борьба стала приобретать к середине 60-х годов социально-политический характер. От абстрактно звучащих обличений истеблишмента левое студенческое движение стало переходить к критике капиталистического господства. Вместо истеблишмента был назван капитал, как главный источник всех видов угнетения. Одновременно движение "новых левых" стало отказываться от тактики ненасильственных действий в пользу террора.
       В середине 60-х годов активизировалась деятельность маоистских, троцкистских, анархических и других экстремистских групп. В США и других странах установилось сотрудничество "новых левых" с ультралевыми организациями. Во многих отношениях это сотрудничество оказалось весьма выгодным для ультралевых организаций, - оно обеспечивало микроскопические ультралевые секты тесным контактом с довольно широкими массами, вовлеченными "новыми левыми" в борьбу.
       Итак, давайте вспомним те годы, те события и тех людей.
       Надеемся, что наша попытка описания тех событий будет интересной для плохо знакомой с традицией, эстетикой и идеологией молодежной революции конца 60-х годов советской (пост-советской) публике.
      
       Франция...
       Взрыв студенческого недовольства во Франции. "Красный Май". "Движение 22 марта". Даниэль Кон-Бендит.
       В начале 60-х все студенческие и молодёжные выступления во Франции в основном сводились к протесту против войны в Алжире и не захватывали коренных социально-экономических вопросов, не выходили за рамки буржуазного радикализма, питаемого моральным протестом. Наиболее крупной общенациональной организацией во Франции в 60-е годы был Национальный Студенческий Союз Франции (НССФ).
       Окончание войны в Алжире существенно изменило социально-экономическую обстановку в стране. Решив алжирскую проблему, де Голль освободился от пут, сдерживавших его от выполнения намеченной политической и экономической программы. В октябре 1962г. был проведён референдум, одобривший конституционную реформу, которая предусматривала выборы президента республики путем всеобщего голосования. Это создавало почву для дальнейшего урезания прав парламента, усиления личной власти президента и госаппарата. Антидемократическая тенденция в политике сочеталась с наступлением на экономические и социальные права трудящихся.
       В 60-х годах заметно ухудшились условия учёбы и жизни студентов. Учебные помещения были переполнены, недоставало общежитий для студентов, обострилась проблема их материального обеспечения, ибо резко увеличился удельный вес выходцев из малообеспеченных семей.
       Если студенческие организации социалистических партий и ФКП переживали кризис, то на крайне левом фланге студенческого движения наблюдалось необычное оживление, вызванное созданием различных организаций, групп и группок самого немыслимого толка и направления.
       Весной 1966 года группа студентов, вышедшая из ССК (Союз Студентов-Коммунистов, студенческая организация ФКП) основала левацкую организацию - Революционная Коммунистическая Молодежь (le Jeunesse Communistique Revolutionaire, JCR - РКМ), позднее примкнувшая к Объединенному Секретариату 4-го Интернационала Эрнста Манделя. РКМ насчитывала 1,5 тыс. членов.
       В ноябре пять распущенных секций ССК собрали Генеральную ассамблею и основали маоистскую организацию - Коммунистический марксистко-ленинский союз молодёжи (КМЛСМ).
       В Страсбурге сформировалась группировка анархистов-ситуационистов, выпустившая две листовки с призывом крушить музеи. Ситуационисты выступили с критикой "беспомощной левой интеллигенции" и "бюрократических организаций" левых сил Франции.
       Цель практической деятельности студентов ситуационисты сводили к следующему: "Создать ситуацию, которая сделает невозможным всякий поворот назад... преобразовать мир и изменить жизнь... распустить существующее общество и вступить в царство свободы ... сделать из пролетарской революции праздник".
       "КРАСНЫЙ МАЙ".
       Непрекращающиеся в течении февраля-апреля 1968г. студенческие выступления накалили атмосферу в университетах. Власти попытались остановить волну студенческих выступлений репрессиями, закрытием факультетов, прекращением занятий, привлечением к ответственности наиболее активных студентов. Однако все эти меры лишь еще более обостряли обстановку. Достаточно было лишь искры, чтобы произошел взрыв.
       Такой искрой стали события в Нантере. Во второй половине марта 1968г. в Париже состоялись демонстрации протеста против американской интервенции во Вьетнаме. В них приняли участие студенты из Нантера, члены Комитета защиты Вьетнама (НКВ). После того, как стало известно об аресте шести активистов НКВ, около 700 студентов Нантера провели митинг и приняли решение захватить административное здание университета. Студенты составили 4 комиссии и разработали манифест, который положил начало "Движению 22 марта" - это была аморфная, но боевитая группировка, лидеры которой завоевали большую популярность организацией дерзких форм протеста и выступлениями, в которых они "ниспровергали" университет, общество и все авторитеты.
       Весь апрель прошел под знаком нарастающего бунта студентов Нантера, а в начале мая руководство университета приняло решение закрыть его. Это вызвало возмущение не только в Нантере, но и в Париже. В Сорбонне состоялся митинг протеста против прекращения занятий в Нантере. Участники митинга подверглись нападению со стороны реакционной студенческой организации "Оксидан". В ответ на провокацию правых НССФ совместно с Национальным Профсоюзом Работников Высшего Образования (НПРВО) призвали студентов к проведению забастовки. В район Латинского квартала на демонстрацию собралось 1,5 тыс. студентов. Власти в свою очередь стянули сюда 2 тыс. полицейских. Начались массовые столкновения, продолжавшиеся несколько часов. Полицией было арестовано 596 студентов, 27 из них было взято под стражу.
       4 мая по распоряжению ректора занятия в Парижском университете были отменены, а 5 мая суд приговорил четырех участников демонстрации в Латинском квартале к тюремному заключению. В ответ на это студенты провели по призыву НССФ демонстрацию протеста против осуждения арестованных. Число демонстрантов достигло 20 тысяч человек. Полиция применила силу, в результате 600 студентов и полицейских получили ранения, 422 студента были задержаны, а 31 из них арестованы.
       В знак протеста против расправы с парижскими студентами почти во всех университетах провинциальных городов прошли митинги и демонстрации.
       Правительство, обеспокоенное размахом студенческих выступлений, растущим недовольством общественности, оценив, какой ущерб наносится монополиям, вынуждено было маневрировать.
       10 мая НССФ и НПРВО призвали студентов выйти на демонстрацию. Вышло 20 тысяч студентов. К вечеру число демонстрантов увеличилось до 50 тысяч. Студенты и учащиеся колледжей стали возводить баррикады. Поздно вечером 10 мая ректор Рош и проректор Шалэн пригласили представителей студентов для переговоров. Они проходили в напряжённой обстановке.
       11 мая представители НССФ встретились с представители двух крупнейших профсоюзов - ВКТ и ВКДТ, а также с представителями Федерации Национального Образования. ВКТ и другие профсоюзные организации приняли решение провести 13 мая всеобщую забастовку и демонстрацию солидарности со студентами.
       13 мая по призыву ВКТ, ВКДТ, НССФ, НПРВО около 1 миллиона рабочих, служащих, студентов вышли на улицы Парижа. В рядах демонстрантов были лидеры левых партий: ФКП - В.Роше, социалистов - Ги Молле, ФДСЛС - Ф.Миттеран, руководители ВКТ Ж.Сеги и руководитель ВКДТ Е.Дескан, вице-президент НССФ Ж.Саважо, вице-президент НПРВО А.Жисмар. Среди демонстрантов было много студентов, молодых рабочих.
       В других городах также прошли массовые демонстрации рабочих с участием студентов. В Марселе в демонстрации участвовало 50 тысяч студентов и рабочих, в Тулузе - 40 тысяч, в Нанте - 20 тысяч.
       13 мая студенты захватили здание Сорбонны, а вечером открыли Сорбонну для трудящихся, заявив, что Сорбонна отныне становится народным университетов. Студенты захватили учебные помещения и в других городах страны.
       В целом всеобщая забастовка прошла успешно. Власти были вынуждены отступить, полиция покинула университеты и студенческие городки, арестованные студенты были освобождены, возобновились занятия в Парижском университете. Мощное выступление рабочих в поддержку студентов, совместные демонстрации рабочих и студентов 13 мая создали весьма благоприятный климат для сближения студентов с рабочим движением.
       После 13 мая события приняли неожиданный поворот. 14 мая рабочие компаний "Сюд Авиасьон" в Нанте объявили забастовку и заняли завод. Это послужило как бы сигналом для всего французского пролетариата. Стачечная борьба стремительно захватила металлургические и машиностроительные заводы, а затем распространилась на другие отрасли экономики, парализовала частный и государственный сектор. Массовой формой борьбы французских трудящихся являлся захват предприятий. Красные флаги над зданиями, плакат "занято персоналом" на воротах - так выглядели многие фабрики и заводы. В течении недели во всеобщую забастовку было вовлечено 9 миллионов рабочих. Самая крупная в истории Франции стачка вызвала серьёзный социально-политический кризис.
       Ночью 15 мая 1968 года французские студенты захватили парижский театр "Одеон", и подняли над ним два флага: красный и черный.
       Буржуазная печать, конечно, постаралась замазать корни студенческого недовольства. А в первые дни почти всеобщей реакцией было удивление и растерянность. Французский журнал "Экспресс" писал следующее: "...Могучие умы не тревожились: можно изолировать "бешенных", исключить, в случае надобности, зачинщика Даниэля Кон-Бендита, который, весьма кстати, является иностранцем, и на него можно взвалить все грехи. Предполагали, что масса "разумных" студентов не последует за ним. Она последовала! Было немыслимо, чтобы студенческое профсоюзное движение - НССФ возродилось из пепла. Оно возродилось! Было невероятно, что профессорско-преподавательский состав в своей значительной части присоединится к движению. Он присоединился! Но уж во всяком случае невообразимо, чтобы общественность сочувствовала. Она сочувствует!".
       В Латинском квартале были построены баррикады. Булыжник вновь стал классическим орудием взбунтовавшихся студентов. Полиция применила слезоточивый газ и дубинки. Десятки человек были ранены, сотни арестованы. В ряде случаев слезоточивый газ привел к временной потере зрения.
       В это время леваки призывали к установлению "студенческой власти" в университетах и "рабочей власти" на предприятиях. Один из лидеров НССФ Жак Саважо выступил 14 мая с таким заявлениям: "Сейчас речь идет о том, чтобы ликвидировать буржуазный университет, создавая комитеты действий, объединяющие одновременно студентов и трудящихся, чтобы изучить меры которые надлежит принять". Он же активно пропагандировал лозунг: "Фабрики - рабочим, университеты - студентам!".
       В этот период особую активность проявили члены левацкой группы "Движение 22 марта", возглавлявшейся Даниэлем Кон-Бендитом.
       Даниэль Кон-Бендит приобрел в период майских событий наибольшую известность среди всех студенческих вожаков.1945 года рождения, по национальности немец, он как сирота в это время получал пособие от властей ФРГ и изучал социологию в Сорбонне. Весной 1968 года он быстро завоевал популярность своими выступлениями, в которых говорил о необходимости разрушить буржуазное общество и применить насилие против "центров эксплуатации". Он отвергал какой-либо конкретный идеал в общественном отношении и ратовал за непрерывную революцию. Наибольшую приверженность он обнаружил к насилию и анархии. Кон-Бендит и его сторонники заявили, что их главная цель в данный момент - опрокинуть режим.
       "Насилие - это радость" - с этим лозунгом Кон-Бендит и его анархиствующие почитатели устраивали погромы в Латинском квартале Парижа в майские дни 1968г. Они строили баррикады, ввязывались в драки с полицией, разбрасывали листовки, в которых призывали к немедленным выступлениям против существующей системы. Кон-Бендит и его сторонники рассчитывали зажечь остальных своим примером. Объектом их ненависти являлись достижения цивилизации, с которой они хотели покончить раз и навсегда. Разбивались вдребезги витрины магазинов, переворачивались и поджигались автомашины, уничтожались деревья на бульварах и подвергались порче картины в музеях. В те бурные дни безудержного протеста и всеобщего разрушения кое-кто призывал уничтожить Пантеон, где погребены великие французы - Вольтер, Руссо, Гюго, Марат, Жорес. Некоторые исторические памятники были осквернены хулиганскими надписями. Среди маоистских групп раздавались крики о низвержении "бастионов буржуазной культуры". Буржуазные масс-медиа вовсю стращали обывателей грядущей анархией по примеру Китая. Газета "Франс-суар" опубликовала 15 мая статью под заголовком: "Во французском университете происходит культурная революция на китайский лад". В которой писалось: "Так же как в Нантере, на факультете естественных наук Парижского университета группы студентов обосновались прочно: они ночуют в спальных мешках и просыпаясь организовывают группы и комитеты по обсуждению будущего университета. Почти повсюду появляются в амфитеатрах стенные газеты в лучшем стиле китайской "культурной революции". На факультете естественных наук имеется даже "комиссия бдительности против подрывной деятельности", ибо молодые бунтари французского университета отвергают попытки "возврата к прошлому", которые предпринимают старые традиционные партии."
       Необходимо отметить, что в те дни верхи ФКП и социалистических партий реагировали на события либо отстраненно, либо даже негативно, зато суперактивность проявили всевозможные мыслимые и немыслимые анархичесеие, троцкистские, геваристские, маоистские и прочие ультралевые группы.
       Последние барьеры были сметены и наступил период истинного расцвета свободной мысли, что ярко отражалось в плакатах и лозунгах, покрывших все университетские стены: "запрещено запрещать!", "Творчество, непосредственность, жизнь!", "Будущее станет таким, каким мы его сделаем!", "Рабочие всех стран - наслаждайтесь!", "Вся власть - воображению!", "Мы ничего не просим, мы ничего не требуем - мы возьмем, мы захватим!", "Возможно все!", "Нет обществу потребления!".
       На следующее утро после однодневной забастовки 13 мая только 200 рабочих продолжали бастовать; к 19 мая бастовали уже 2 миллиона, а к 21 мая - 10 млн. человек.
       Первым элементом французской революции 1968г. являлась растерянность и неуверенность в себе правящего класса. Паника французской буржуазии не замедлила проявиться в резком повышении цен на золото и беспрецедентной утечке капитала. Дороги в Швейцарию были перегружены транспортом - оттуда регулярно поступали сообщения об очередных пробках.
       Французская экономика оцепенела. Только небольшое количество рабочих на двух или трех предприятиях экспериментировали в области организации производства под своим управлением. Во всем же остальном промышленном мире, как и в обществе в целом царило затишье. Фондовая биржа и банк Франции бездействовали.
       К 29 мая все ударные отряды французского пролетариата окончательно и бесповоротно отказались от каких-либо соглашений. Капитализм готов пожертвовать многим ради своего спасения, но даже самые щедрые уступки, кажется уже не обещают успеха.
       Необходима была лишь программа для объединения комитетов и захвата власти. Но верхушка ФКП явно поставила перед собой задачу помешать комитетам объединиться. Не были организованы Национальный Координационный Комитет, ни Центральный рабочий комитет - рабочие остались изолированы друг от друга.
       Не оказывала никакой поддержки французским революционерам и советская "Правда" - "леваки", "анархисты", "троцкисты", "авантюристы" - такие эпитеты вешала на участников событий в Париже эта газета.
       Ночью 31 мая в Париже более полумиллиона рабочих вышли на демонстрацию под знаменами ВКТ. Их плакаты гласили: ""Шестая республика - это мы!", "Даешь народное правительство!". У работников метро был особый лозунг:" Де Голля под землю!".
       Де Голль вернулся в Париж утром 30 мая. В тот же день он обратился к нации с речью, длившейся четыре с половиной минуты, продемонстрировавшей чудотворное перевоплощение президента. Он попытался пустить панику: "Стране угрожает коммунистическая диктатура". Он вновь извлек на свет и отряхнул от пыли свой старый лозунг "Я или хаос" и приказал распустить Ассамблею. Он открыто призвал к "гражданскому действию" через переименованные республиканские комитеты и пригрозил использовать "другие средства" в случае необходимости.
       Казалось колесо революции должно было раскрутиться, однако и сейчас вопрос не был решен. Почувствовав себе более или менее в безопасности, изо всех щелей стали выползать старые реакционные элементы. Отсутствие твердого руководства во главе революционных сил способствовало тому, чтобы весь этот старый хлам вынесло на поверхность. Почувствовав спад революционной волны, осмелевшая мелкая буржуазия истошно вопила: "Коммунизм не пройдет!", "Франция для французов!", Кон-Бендита – в Дахау!", "Миттерана к столбу!".
       В пяти километрах от центра Парижа появляются грузовики с солдатами. По кольцевым дорогам циркулируют танки. Получено тревожное сообщение о том, что от французской границы движутся походным порядком два полка – две тысячи человек. Моральный дух восстановлен – приказы будут выполнены.
       Решающим фактором для де Голля стала предательская деятельность руководителей коммунистической и социалистической партий. Будучи серьезным стратегом капитала, де Голль прекрасно осведомленный о малодушии этих рабочих лидеров, тем не менее не мог предположить, что, когда история предложит им власть, они, как цветы недотроги, "постесняются" ее принять!
       Итак, Ассамблея распущена, ее депутаты в полной растерянности, если не в шоке. "Левые даже спели "Интернационал".
       Для де Голля же главным вопросом дня было, как бы погасить революцию, как очистить заводы и фабрики от занявших их рабочих; во время своей злобной антикоммунистической кампании он крушил одну за другой идеи радикальных реформ. Необходимо было любой ценой вывести французское общество из штормовых морей революции в тихие воды парламентских выборов. И парламентские кретины из руководства ФКП и ФСП встретили это предложение с распростертыми объятиями.
       Во время избирательной кампании ФКП приглушила все социалистические аспекты своей программы. Она вступила в избирательную кампанию с более умеренными лозунгами, чем даже социалисты. Она спекулировала такими ничего не значащими фразами как "демократическая модернизация экономических, социальных и политических структур". Хуже всего то, что она пыталась вырядиться в одежды своего врага: патриотизм, благопристойность и респектабельность. Она провозгласила весьма "вдохновляющий" лозунг: "Против беспорядков, против анархии – голосуйте за коммунистов!", с целью представить себя в виде альтернативной партии "законности и порядка" по отношению к де Голлю (от ред. - читатель, это не напоминает тебе предвыборную кампанию Зюганова 1996 года?!).
       Дошло до того, что ФКП предпочла красному флагу международного революционного движения знамя французской буржуазной республики!
       Исход выборов показал, что в ситуации, когда общество крайне поляризировано, - что и произошло во время описываемых событий, - выигрывают те партии, которые наиболее последовательно выражают интересы поляризированных классов. Так немногочисленная центристская ОСП, которая признавала ситуацию конца мая "как никогда благоприятной для победы социализма" и говорила о "власти рабочих", удвоила количество своих голосов. ФКП потеряла 604675 голосов и половину своих депутатов. Социалисты из ФСП потеряли приблизительно такое же количество голосов - 570107, сохранив лишь 57 мест из 118.
       Стратеги из ФКП единодушно сошлись на том, что эти результаты лишь "доказывают" без всяких сомнений, что ситуация во Франции не была революционной. На самом деле все наоборот! Когда движение идет на убыль, и рабочим ничего не остается как опять впрячься в ярмо, в их души вновь закрадываются прошлые сомнения, а тут еще контрреволюция изо всех сил пытается разжечь страхи перед неизведанным. И, не встретив сопротивления революционной пропаганды, пропаганда контрреволюции непременно сработает.
       Отдельно следует сказать о причудах голлистской избирательной системы. Пять миллионов французов в возрасте от 16 до 21 года не имели права принимать участие в голосовании – а ведь именно эти юноши и девушки были самым активным образом вовлечены в события последних месяцев. Миллионы иммигрантов и члены их семей также не имели права голоса. В войсках не распространялись предвыборные материалы - конечно, за исключением голлистских. В виду причудливой нарезки округов, коммунисту в рабочем квартале чтобы победить требовалось получить в три раза больше голосов, чем кандидату от буржуазной партии.
       К концу июня на улицах Латинского квартала были разобраны последние баррикады. Полицейские срывали последние леворадикальные листовки. В июле президент издает специальный указ о запрещении деятельности леворадикальных групп.
       Французская революция мая-июня 1968 года безусловно оказала и еще оказывает огромное воздействие на мировой революционный процесс. Леворадикального резонанса, полученного от парижского "Красного Мая 68" хватило еще как минимум на десятилетие, вплоть до начала неоконсервативной волны и рыночных реформ в Китае.
       Опыт французского "Красного Мая" учит нас тому, что во время революционных бурь, смертельно опасной становится деятельность соглашательской, реформистской профсоюзной, социал-демократической и псевдокоммунистической бюрократии, - ее своевременное разоблачение и изоляция от масс является непременным залогом успеха грядущей НЕмирной Глобальной Катастрофической Пролетарской Социалистической Революции!!!
      
       Германия...
       Студенческие волнения в ФРГ и Западном Берлине. Социалистический Союз Немецких Студентов. Руди Дучке.
       Студенческие волнения в Западной Германии и Западном Берлине достигли особого размаха в июне 1967г. и в апреле-мае 1968г. Непосредственным поводом для массовых демонстраций протеста и стычек студентов с полицией послужили убийство западноберлинского студента Бенно Онезорга во время визита иранского шаха в Западный Берлин в июне 1967г. и покушение на одного из лидеров Социалистического Союза Немецких Студентов - Руди Дучке в апреле 1968г. Оба эти события, причем второе в гораздо большей степени, сопровождались небывало активным для условий ФРГ и Западного Берлина участием студентов в политических выступлениях, что дало повод для официальных представителей правительства и печати говорить о студенческом бунте.
       Внутри левооппозиционного студенческого движения наиболее активные позиции сначала 60-х занимал Социалистический Союз Немецких Студентов (Sozialistischer Deutsche Studentenbund, SDS - ССНС). Основанный в 1946г., как организация близкая к Социал-Демократической партии Германии (СДПГ), ССНС постоянно придерживался более левой ориентации, чем официальное социал-демократическое руководство. Подобная позиция союза привела в конце-концов к столкновению с лидерами СДПГ. В 1960г. члены ССНС были исключены из социал-демократической партии за отход от партийной платформы и критическое отношение к соглашательской линии СДПГ. Затем ССНС был исключён из Международного Союза Социалистической Молодежи.
       Численность ССНС в 1968г. составила около 2тыс. человек, однако его влияние распространялось на гораздо большее число студентов. По некоторым данным число его сторонников достигало 20 тыс. человек.
       В ССНС существовало 2 крупных течения: "традиционалисты" - объединявшее сторонников левого реформизма и классического марксизма, и "ультралевое" направление, состоявшее из представителей "новых левых", троцкистских, анархических и других ультралевых групп. Крайне левые из местных организаций ССНС тесно сотрудничали с ультралевыми организациями, проповедующими "критическую теорию", а также с левоэкстремистскими организациями "подрывного действия" и группами распространявшими идеи маоизма.
       Со второй половины 1967г. стали заметно укрепляться позиции ультралевой фракции в ССНС. На проходившей в сентябре 1967г. во Франкфурте-на-Майне 22 конференции ССНС в руководство союза были избраны такие представители крайне левой ориентации, как братья Вольф, Ю.Краль, В.Лефевр, Р.Гейхе. Это руководство охарактеризовало общественную систему ФРГ, как "фашистскую", объявило себя "противниками конституционного строя". В качестве ближайшей задачи руководство ССНС выдвинуло требования осуществить "диктатуру перевоспитания, вести пропаганду ненависти ...и сомнения, подрывающих веру в правомерность существующего порядка, ...бороться за введение прямой демократии, ...не признавать каких-либо конституционно-правовых норм".
       Своей кульминации борьба между леваками и "традиционалистами" достигла на 23 конференции ССНС, созывавшейся дважды (в сентябре и ноябре 1968г). Основная дискуссия развернулась по вопросу об отношении к выборам в Бундестаг, об оценке политической ситуации в ФРГ и задачах ССНС. Левацкая группа братьев Вольф, Ю.Краля и других, занимавшая руководящие позиции в ССНС, отказалась принимать участие в избирательной кампании. Отрицая возможность использования парламента в интересах трудящихся, член президиума ССНС Р. Вольф заявлял, что "радикальное социалистическое движение участвовать в избирательном цирке не будет". Левацкое руководство выдвигало тактику "поддержания революционной ситуации в ФРГ". На конференции левацкие руководители получили полную поддержку. Противники их линии - "традиционалисты" были исключены из ССНС.
       ССНС возглавил во многих университетах ФРГ и Западного Берлина политическую дискуссию по самым острым проблемам. Студенческие демонстрации протеста все чаще приводили к столкновениям с полицией. Но избиения и аресты не испугали, а лишь ожесточили студентов. Они все чаще сталкивались с государственной властью, которая применяла в отношении протестующей молодёжи суровые репрессии.
       Летом 1967г. в ходе этих столкновений западноберлинский полицейский убил студента Бенно Онезорга ( у него была беременная жена). В ответ на это в Западном Берлине начались массовые демонстрации студентов, которые перекинулись затем в Западную Германию. Во время пасхальных демонстраций весной 1968г. в Мюнхене от рук полицейских погибли фотокорреспондент Флинг и студент Шрек. А 11 апреля того же года в Западном Берлине неонацист Ф.Вейль совершил покушение на лидера ССНС Руди Дучке, тяжело ранив его в голову. Эти события привели к массовым студенческим демонстрациям. Студенты протестовали против милитаризма и неонацизма, которые отравляли атмосферу общественной жизни страны, против манипуляции общественным мнением, требовали экспроприации газетного концерна Шпрингера, который организовал в печати настоящую травлю студентов. В 1-во майской демонстрации 1968г. в Западном Берлине участвовало более 50 тысяч рабочих, студентов, учащихся, представителей всех слоев населения. На этой манифестации, проходившей под знаком борьбы за демократию, против закона о "запрете на профессии", прозвучали требования создать единый фронт против неонацизма, за мир, демократию и социальный прогресс.
       Майская демонстрация вызвала переполох не только западноберлинских, но и западногерманских властей - боялись заразительного примера. Буржуазная пропаганда одно время пыталась представить протестующих студентов как жалких отщепенцев общества, завистливых, неудачных, неспособных добиться в жизни успеха. Правая печать в своей пропаганде не жалела самых низменных характеристик в их адрес - от "шизофреников" до "левых фашистов". Однако познакомившись поближе со своими противниками, некоторые буржуазные наблюдатели изменили своё мнение на прямо противоположное. Английский журналист Ричард Дэви писал в газете "Таймс" 29 мая 1968г: "Студенты-радикалы в своем большинстве - одаренные люди. Представление о том, что они неудачники, отщепенцы, люди неспособные к труду и ленивые бездельники, совершенно несостоятельно."
       Газета "Ди Вельт" (орган того самого Шпрингера, раздувавшая кампанию травли против студентов, запугивая обывателей "студенческим террором") так писала о руководителях ССНС: "По их собственным словам, они действуют не в соответствии с принципом Ганди - сопротивление без насилия, - а по примеру Маркса, Ленина и Розы Люксембург. Федеральное управление ССНС признает "революционное насилие"... Кто же эти молодые люди, утвердившие за собой славу "революционного комитета"? О них мало что известно. Они не стремятся к популярности, так как по их словам, они "отвергают культ личности" в любом его проявлении. Их необходимо знать и опасаться, как членов коллектива, пропагандирующего переворот."
       "Ди Вельт" выставила фигуры лидеров студенческой оппозиции на всеобщее обозрение, потому что их "надо опасаться". И как показали события 1967-68гг, печать Шпрингера сделала немало для того, чтобы возбудить против студентов злобу и ненавитсь правых ультра, науськивать фашиствующие элементы на их лидеров.
       Кто же стоял во главе ССНС? В 1967-68 годы председателем ССНС был Карл-Дитрих Вольф. Он родился в 1943 году в семье районного судьи в Гессене. Его дед и прадед были протестантскими пасторами. В возрасте 13 лет он вступил в организацию молодых социалистов (молодежная организация СДПГ). В 16 лет он в течении года находился в США, принимая участие в организации и проведении маршей борцов за гражданские права. После окончания школы он пошел в бундесвер (позднее он осудил этот поступок как "оппортунистический ляпсус"). В 1967-68гг. он учился на 4 курсе юридического факультета. Он хорошо владел английским, французским и португальским языками. В ССНС К.-Д.Вольф занимался преимущественно организационными вопросами, а не теорией.
       Заместителем председателя ССНС был Франк Вольф, брат К.-Д.Вольфа. Он родился в 1945 году. После окончания школы учился на музыканта, стал хорошим виолончелистом. Под влиянием старшего брата "полностью перестроил" свою жизнь. Он вступил в ССНС и начал изучать социологию во Франкфуртском университете. Уже на 1 курсе известный социолог и философ Теодор В.Адорно отметил большие способности Ф.Вольфа в этой области и рекомендовал ему тему для диссертации.
       Ганс Юрген Краль. Официально он был политическим консультантом правления ССНС. Родился в 1943 году. Краль был студентом философского факультета на кафедре Теодора В.Адорно во Франкфурте. Во время студенческих волнений весной 1968г. он руководил всеми мероприятиями ССНС во Франкфурте-на-Майне, организовывал демонстрации, громившие типографии Шпрингера.
       Бернд Рабель. Входил в руководство ССНС. Занимался идеологическими вопросами, родился в 1938 году. Изучал в университете Западного Берлина политические и экономические науки . В период студенческих выступлений 1967-68гг он отвечал за разработку стратегии движения. Его кредо: "В настоящее время мы отрицаем. Конструктивной программы у нас нет."
       Но наиболее колоритной и влиятельной фигурой во время волнений 1967-1968гг. был Руди Дучке - 1942 года рождения, учился в "свободном" университете Западного Берлина, изучал социологию. Впервые он приобрел популярность в конце 1966 года, когда он стал выступать с резкими речами против боннской "большой коалиции", с призывами создать внепарламентскую оппозицию. На формирование мировоззрения Р.Дучке несомненный отпечаток наложило изучение произведений классиков марксизма. Но, подобно другим студенческим лидерам, он увлёкся теориями Мао Цзе Дуна и Герберта Маркузе. Помимо этого на мышление Дучке явное влияние оказали троцкистские и анархические идеи.
       Руди Дучке строил свои рассуждения следующим образом. Поскольку рабочий класс ФРГ интегрирован в систему гос-монополистического капитализма, который он называл "поздним капитализмом", то только радикальное студенчество и другие "неинтегрированные" слои могут быть подлинной революционной силой. Своими демонстрациями они должны обратить внимание общественности на политические проблемы, чтобы привлечь ее для участия в движении. Спровоцировать дремлющие массы "леваки" намеревались с помощью демонстраций и прямых акций насилия.
       "Демонстрация для нас - это учебный процесс. Государство, используя свои средства насилия (полицейские дубинки, водометы, травлю в газетах) сбрасывает с себя маску "демократического фокусника" и раскрывает себя как жестокое классовое государство, которое не допускает противодействия себе. По мнению "ультралевых", их акции представляют нарастающую угрозу для позднего капитализма, которая станет смертельной, если им удастся разбудить стихийное движение масс, загубленное политическими партиями.
       Социалистический Союз Немецких Студентов провел в Западном Берлине коллоквиум, чтобы дать определение левацкому насилию: оно направлено против вещей, а не против людей." На вопрос журналиста из французской газеты "Комба" об их отношении к насилию, представители ССНС заявили: "Насилие полицейских - это бессмысленный террор, в то время как наше насилие является обдуманным, служит определенному делу."
       Лидеры ССНС считали, что в высокоразвитых странах не может иметь место революционный террор против людей с помощью оружия. Но в странах, борющихся за свою независимость, этот метод, по их мнению, приемлим. Следовательно, вопрос террора - это вопрос местных особенностей и уровня развития отдельной страны. Однако "ультралевые" не исключают возможности террористических актов и в метрополиях в том случае, если это диктуется особыми условиями.
       "В век организованных репрессий и координированного империализма покушение лишь тогда правильно и исполнено смысла, если оно явится прямым исходным пунктом социальной революции, непосредственной вооруженной борьбы против режима."
       Лидеры ССНС солидаризировались со всеми угнетенными на земном шаре, к которым они относят также студентов ФРГ, ровно как и американских негров, цветное население ЮАР, партизан во Вьетнаме и Латинской Америке. По их мнению, расправа со студентами в университетах, равносильна "подавлению американцами вьетнамского народа."
       Тактика Руди Дучке была предельно проста: посредством "провокативных" действий превратить университеты в базы "городской партизанской войны", это должно послужить импульсом стихийного бунта народа, сокрушающего в гневе все существующие институты и открывающего эру "непрерывно ведущейся революции во всех областях общественной жизни."
       Ориентируя молодежь на то, чтобы учиться на примере Фронта Национального Освобождения Южного Вьетнама и кубинской революции, лидеры "ультралевых" рассматривали крупные города развитого мира, как "джунгли", в которых революционным студентам необходимо "чувствовать себя свободно", также как партизанам в Южном Вьетнаме.
       Рассказывая о выступлениях студенчества в связи с визитом в Западный Берлин иранского шаха и убийством студента Бенно Онезорга 2 июня 1967г., Р.Дучке отметил их массовый характер, но в то же время недостаточную инициативу студентов, которые не осмелились "превратить свою собственную социальную базу, объединенный в то время университет, в базу борьбы." При этом он сделал следующий вывод - урок на будущее: "Мы предоставили противнику инициативу и тем самым пренебрегли первым элементарным правилом, которому мы научились у Мао Цзе Дуна, у Че Гевары и у Фанона из "третьего мира".
       В подтверждении своих рекомендаций Р.Дучке прямо ссылается на Че Гевару, который считал, что в Латинской Америке "революционеры не всегда должны ждать условий для революции, а они могут своей субъективной деятельностью, благодаря вооружённому авангарду народа создавать объективные условия для революции. Активные столкновения с полицией и тем самым с политикой сената в Западном Берлине показали, что мы в этих выступлениях окончили элементарный учебный курс политической и классовой борьбы... Без этого процесса самовоспитания и самопросвещения на практике, в активных воинственных столкновениях с Системой невозможна политизация каждого отдельного индивидуума и всех вместе взятых."
       Определенные группы студентов, находившиеся под влиянием Дучке, провозглашали борьбу с авторитаризмом, выступая против всякой организованности. Они заявили, что в Западном Берлине существовала революционная ситуация и выдвинули лозунг "Вся Власть Советам!". Но подобные заявления не нашли отклика у бюргерского болота, в том числе и среди рабочего класса. Это привело к изоляции студентов. Но они не относили это на свой счёт. Тот факт, что рабочие не последовали их призыву "строить баррикады", дал им очередной повод говорить о "трусости рабочих, которые не заинтересованы в ломке существующей системы". Здесь студенческие лидеры во многом повторяли левацкую оппозицию в Коминтерне 20-х годов.
       В идейной области Руди Дучке заявлял следующее: "Мы против любой догматизации марксизма, ибо он представляет собой творческую науку, которая на основе критического метода диалектики должна изучать любую новую действительность, должна черпать из неё категории для понимания каждого конкретного явления в настоящем." Добавляя, что "наша оппозиция - направлена не против некоторых недостатков системы, напротив, она тотальна и направлена против всего уклада жизни авторитарного общества."
       Руди Дучке не приемлет капитализм, он против него и разделяет учение Карла Маркса. Однако он сомневается в революционном потенциале немецкого рабочего класса. Он утверждал, что поражение революции в Германии в 1918 году было связано не столько с непосредственной силой буржуазии, сколько с неожиданной слабостью и бесперспективностью рабочего движения.
       Р.Дучке разоблачал предательскую суть реформизма правой социал-демократии и ее опасность для рабочего движения ФРГ. Он дал уничтожительную критику правительства "большой коалиции": "Различные фракции аппарата правительственной машины справляют в большой коалиции оргию ренегатства." Помимо этого Р.Дучке внимательно изучал историю Компартии Германии и немецких рабочих Советов 20-30-х годов. По его мнению, ошибка Компартии Германии состояла в том, что она поставила себя в полную зависимость от Коминтерна и ВКП(б). Касаясь практики строительства социализма в СССР, Руди Дучке, отмечая определенные успехи, тем не менее подчеркивал, что в СССР "марксизм, как теория познания революционной воли уже при Ленине превращается в государственный миф, в догму. В результате - государство перестало отмирать, партия стала самодовлеющей. Что и привело к предательству революции со стороны правящей касты бюрократии и бюрократической дегенерации социализма в СССР."
       Разбирая теорию Маркса о накоплении капитала, Дучке заявлял, что никто, - в том числе и Ленин, не уделил внимания "проблеме государственного вмешательства в социально-экономический процесс" и не учел, таким образом, важных изменений в последующем развитии капитализма (в частности, в освещении роли акционерных обществ). В результате, по Дучке, в период кризиса, возникшего после мировой войны, не смогла быть выбрана исторически-материалистическая теория революционного преобразования общества. "Некритическое следование апробированным формулам классиков низводит революционную борьбу до степени бессмысленной практики и слепого активизма."
       Говоря о необходимости борьбы против растущей угрозы неонацизма в западной Германии, представители ССНС подчёркивали: "Неофашизм - это не возрождение нацизма, не новый Гитлер, это не НДП и не фон Тадден, а то демократическое общество, которое уже создает структуры подрывающие демократию."
       Касаясь существующей государственной системы в ФРГ, Дучке писал: "Сегодняшний фашизм уже более не проявляется в одной партии или одной личности, он заключается в каждодневном превращении людей в авторитарных личностей, он заключается в воспитании. Короче говоря, он проявляется во всей существующей системе институтов."
       В конце 1968 и 1969 году в ССНС усилились противоречия между различными политическими направлениями, в результате которых союз раскололся на несколько группировок, в основном анархического, маоистского и неотроцкистского толка. Руководство союза, оказавшись в изоляции от основной массы членов, заявило о самороспуске ССНС в начале 1970г. Однако в различных университетах Германии до сих пор существуют группы студентов, взгляды и действия которых определяются кругом идей высказанных Руди Дучке и его последователями. Сам Дучке после тяжелого ранения в голову находился на излечении и отдыхе и отошел от активной политической деятельности. Лишь в 1979 году он вступил в нарождавшуюся тогда партию "зеленых" и вполне возможно стал бы одним из ее видных активистов, если бы не трагическая гибель во время очередного приступа ранения в 1981 году. Остается лишь добавить, что группа людей, весьма близких к ССНС в 1970 году составила костяк первого поколения левоэкстремистской организации - "Фракция Красной Армии". ... Но это уже совсем другая история!
      
       США...
       Борьба за гражданские права. Движение против войны во Вьетнаме. "Черные Пантеры". "Студенты за демократическое общество". "Уэзермены". "Йиппи".
       На пороге 60-х годов среди части американской молодежи, в первую очередь, среди студенчества и представителей молодой интеллигенции, наблюдались новые процессы. В ряде американских университетов (Висконсинском, Калифорнийском и Чикагском) появляются клубы и организации радикально настроенных студентов и отражавшие их взгляды журналы: "Studies on the Left" и "New University Thought". На страницах этих изданий развернулась широкая дискуссия по проблемам защиты мира, борьбы за гражданские права. Резкой критике подверглись устои американского общества, его моральные и духовные ценности, официальная культура.
       Оживилась деятельность пацифистских групп, практически прекративших деятельность со времени окончания II Мировой войны. Усилилось брожение среди негритянской молодежи. Выступления молодежи, первоначально плохо организованные и разрозненные, направлялись против отдельных фактов расовой дискриминации и сегрегации, против наиболее вопиющих проявлений маккартизма и политики "холодной войны".
       Первоначально студенты обратили внимание на пороки высшей школы, такие как расистский характер системы образования, разница образовательного уровня в школах, расположенных в богатых районах, и в школах "обслуживающих" бедноту, господство в системе образования советов опекунов и регентов, составленных по преимуществу из представителей крупного бизнеса и реакции, широкое распространение в учебных заведениях "охоты на ведьм" и требования "лояльности".
       Жестокая реальность буржуазного общества пробуждала широкие массы студентов ставить под сомнение буржуазную концепцию об американском обществе, как "обществе изобилия". Студенческий протест был связан не с пресыщенностью "изобилием", как утверждают некоторые американские авторы, а напротив, с осознанием призрачности этого "изобилия". Столь же призрачным оказывается и миф об "экономической свободе", на которой якобы основывается "индивидуальная свобода" американцев. "Экономическая свобода" - отмечал один из основателей и теоретиков американского "нового левого" движения К.Оглесби, - является просто-напросто свободой американских бизнесменов расширять свои коммерческие операции."
       "Студенты за Демократическое Общество".
       Пробуждение студентов к политической борьбе привело к возникновению в 1960 году политической организации "Студенты за демократическое общество" (СДО), ставшей ведущей силой в студенческом движении. СДО почти целиком состояло из белых студентов. Многие из них принимали участие в движении за гражданские права. В июне 1962 года на конгрессе СДО Порт-Гуроне была принята Порт-Гуронская декларация, имевшая программный характер. В ней был подвергнут критике ряд аспектов внутренней и внешней политики США, в первую очередь расовое угнетение, политика "холодной войны". Авторы декларации выдвинули задачу выработать демократическую альтернативу существующим порядкам. Общественные отношения, по мнению авторов декларации, должны строиться на основе дружбы, человечности и человеческого братства, должны взаимно связывать людей, а не строиться на основе функциональных отношений: "рабочего к рабочему, предпринимателя к наемному рабочему, преподавателя к студенту."
       Авторы декларации рассчитывали прийти к такому обществу, которое они называли "демократией участия" ("participatory democracy"), посредством реформы существующих политических институтов. Для этого предлагалось ограничить исполнительную власть, реформировать конгресс, возвратив ему функции центрального органа в принятии решений, касающихся всей страны, отстранить с руководящих постов в комиссиях Сената и Палаты представителей диксикратов. Осуществить такие структурные изменения, которые предоставили бы избирателям возможность принимать участие в выработке решений, дали бы право голоса неграм Юга и мигрирующему населению, позволили бы бедным иметь своих представителей в законодательных органах.
       Однако контуры этого будущего "обновленного" общественного строя совершенно не были обозначены. Ненасильственные действия были провозглашены единственным методом осуществления общественных преобразований. В тексте декларации отсутствовал классовый анализ современного капиталистического общества. Ничего не было сказано о движущих силах в деле достижения "партисипаторной демократии". Анализ общественной жизни США был сделан с позиции общегуманистических идей, заимствованных у Руссо, социалистов-утопистов, анархистов и т.д. Вместе с тем в ней содержалась резкая критика антикоммунизма, используемого правящими кругами для оправдания "холодной войны", а ультраконсерваторами как средство борьбы против "активного движения за гражданские права и рабочего движения".
       Участники конгресса СДО в Порт-Гуроне высказывались в поддержку революционной Кубы. В целом, вытекавшие из Гуронской декларации программа действия СДО не носила революционного характера, но в отношении традиционных либеральных и реформистских организаций, СДО избрало массовую борьбу средством достижения поставленных целей. Лидеры СДО сочли непосредственную работу в массах основным направлением своей деятельности. Лидеры СДО считали, что реформы должны быть осуществлены "не сверху", а на местах при активном участии масс, больше всего в них заинтересованных, в первую очередь беднейших слоев.
       Роль организатора беднейшего населения и решила взять на себя СДО. В негритянских гетто и районах, населенных беднотой, ряда городов Севера США предпринимались усилия улучшить работу местных органов. Активисты СДО ходили по домам, писали тысячи писем безработным и работающим, призывая их поддерживать такие проекты СДО, как создание оздоровительных центров, освещение районов, населенных беднотой, улучшение жилищных условий, занимались сбором одежды в богатых районах для раздачи бедным и т.п. Но очень редко их призывы и обращения давали какие-нибудь результаты. К зиме 1965 года большинству участников программы стало ясно, что ни одна из поставленных задач не была решена. Не удалось добиться проведения самых незначительных реформ, убедить сколько-нибудь значительное число белых бедняков включиться в движение за свободу негров. Не дали результатов попытки организовать белых бедняков вокруг таких вопросов, как безработица, жилье, бедность и т.д. Не найдя понимания концепции "партисипаторной демократии" среди населения, леворадикальные студенты начинают искать другие пути и формы выражения протеста, другие социальные силы, опираясь на которые можно было бы рассчитывать на успех. Вполне естественно, что простейшим решением возникшей проблемы было возвращение в свою собственную, университетскую среду, проявлявшую большую политическую активность в первой половине 60-х годов. Этому в значительной степени способствовали события, развернувшиеся осенью 1964 года в Калифорнийском университете в Беркли. Почти в течении четырех месяцев в кемпусе не прекращались демонстрации, митинги и забастовки. Студенты добивались элементарных академических прав, возможности заниматься политической деятельностью на территории университета, права на участие в управлении университетом. Важнейшим политическим итогом волнений в Беркли было то, что впервые студенты осознали себя как угнетенный слой общества. На юге страны они боролись за гражданские права негров, в городских трущобах - за хлеб и кров для бедняков, Беркли - за свои собственные права.
       Влияние СДО стало расти. Если в 1964 году, в СДО состояло 900 членов, то в 1969 году численность СДО приближалась к 100 000 человек. СДО стала признанной ведущей силой "нового левого" движения. Кульминация студенческой борьбы характеризовалась не только успехами, но и определенными трудностями. Начиная с 1968 года правительство взяло курс на применение крайних репрессивных мер против оппозиционного студенческого движения. Летом 1968 года полиция с беспрецедентной жестокостью разогнала студенческие демонстрации в Чикаго. Официальная Америка объявила форменную войну левому студенчеству.
       На общенациональном съезде в июне 1969 года в Чикаго был принят ряд документов, свидетельствовавших о том, что СДО заметно полевела. СДО объявила себя "социалистическим движением", выступающим "за общественную собственность на средства производства", провозгласила "полную поддержку национально-освободительной борьбы угнетенных народов против империализма США", "абсолютно отвергла" все формы антикоммунизма. Те же мысли содержатся в книге Тома Хейдена, лидера СДО - "Суд", где он пишет, что современный американский капитализм обречен и зародыши его гибели - в его непримиримых противоречиях. Автор подчеркивает, что в результате неимоверной централизации власти, ломки традиционных представлений и ценностей материальная база общества оказалась оторванной от его культурной надстройки, произошло окончательное и бесповоротной отчуждение молодежи. Он по своему формулирует противоречие между общественным характером производства и частным характером присвоения материальных и духовных благ, заявляя, что "главное противоречие Америки - это противоречие между умирающей, загнивающей системой и всеми, кто кровно заинтересован в принципиально ином будущем". (Hayden T. "Trial", N.Y., 1970, p.153).
       Социализм, как цель борьбы получает самое широкое распространение среди студентов, при этом общепризнано в кругах левых студентов, что борьба за социализм не должна иметь ничего общего с социал-демократическим реформизмом. "Социал-демократический подход, который оказался важным средством рационализации капитализма, не имеет ничего общего с борьбой за социализм", - писал П.Вайли (SDS Goes To Work. REP Topical Literature # 1, p.17).
       Столкнувшись с государственной машиной "новые левые" на собственном опыте убеждались, что разветвленная машина насилия и подавления намного мощнее их, что ее невозможно свалить отдельными прямыми действиями, с помощью тактики конфронтации и стычек с полицией, которые зачастую приводили лишь к неоправданным жертвам. Поиски идейно-политической платформы и путей создания организации позволяли плодотворнее решать вопрос о формах и методах борьбы. Не отказавшись от прямых массовых действий на улицах, в ходе которых обостряются отношения между народом и властями, накапливается "коллективный опыт", рожается "коллективная мудрость", студенческие лидеры призывают "не мистифицировать находящихся на улице людей и уличные действия". Том Хайден в частности подчеркивал, что движение может выжить и развиваться в том случае, если "новые левые" будут вести борьбу как в жилых кварталах, так и в кампусах, проводить уличные демонстрации, затруднять деятельность правительственных чиновников, проведение военных исследований в университетах. Т.Хайден призывал студентов "не выискивать искусственных противоречий между боевым сопротивлением и организационной работой среди населения, не отворачиваться, как от инертной и реакционной массы от людей, которые хотели бы внести свой вклад в движение, но не хотят, чтобы их черепа оказались размозженными, ... возможно потому что у них есть семья, дети, хорошая работа".
       СДО очень тесно сотрудничала с другими левыми и леворадикальными организациями. Среди ультралевых организаций наиболее влиятельными были троцкистские - Социалистическая Рабочая Партия (СРП), Молодёжный Социалистический Альянс; маоистские - Прогрессивная Рабочая Партия (ПРП) и Движения 2 Мая. К студенческим движениям протеста неоднократно присоединялись йиппи - члены Международной Молодёжной партии (International Youth Party, IYP). В 1965 году был создан Национальный Координационный Комитет за прекращение войны во Вьетнаме, в состав которого кроме СДО вошли молодежная организация сотрудничавшая с компартией США, "Клубы Дюбуа", троцкистские Молодежный Социалистический Альянс, СРП, ряд антивоенных организаций.
       Первые же шаги сотрудничества с троцкистами поставили руководство СДО в крайне тяжелое положение. Троцкисты использовали антивоенное движение в узкопартийных целях. Под предлогом необходимости вовлечь в движение максимально широкие массы троцкисты систематически выступали за принижение уровня антивоенных выступлений, настаивали на том, чтобы движение не расширяло лозунгов борьбы, ограничившись единственным требованием прекратить войну во Вьетнаме. "Новые левые" стремились связать борьбу за прекращение войны во Вьетнаме с борьбой против бедности, расизма и т.д. "Новые левые" вполне правомерно полагали, что это усилит антивоенное движение и ,что главное, поможет вывести массы к борьбе на широкий круг социально-экономических проблем. Троцкисты же предлагали вступать в их организации, тем из участников движения, которые настаивали на расширении лозунгов борьбы.
       СДО, будучи самой крупной организацией, оказалась бессильной противостоять маневрам малочисленной группы троцкистов, имевших, однако, цельную идейно-политическую платформу и строгую организационную структуру. Троцкисты на деле продемонстрировали преимущества идейного и организационного единства. Антивоенное движение в США стало ареной ожесточенной борьбы двух фракций: "новых левых" и троцкистов. Летом 1970г. борьба фракций привела к открытому расколу. "Новые левые" и сотрудничавшие с ними организации создали Национальную Коалицию против войны, расизма и репрессий, которая позже была переименована в Народную Коалицию за мир и справедливость. Троцкисты основали Национальную Коалицию борьбы за мир.
       Тем не менее внутренняя борьба и противоречия после раскола с троцкистами в СДО не закончились. В 1966г. маоистская Прогрессивная Рабочая Партия распустила свою молодежную организацию "Движение 2 Мая" и рекомендовала ее членам вступить в СДО и попытаться захватить руководство ею. Наплыв маоистов в ряды СДО принес в ее ряды резкие разногласия, интриги. Маоисты копировали троцкистскую тактику. Они настаивали на том, чтобы СДО ограничила свою деятельность сугубо университетскими проблемами и не выходила за границы университетских городков. Своим оппонентам, указывавшим на важность развертывания более широкой политической борьбы, маоисты советовали вступать в маоистскую ПРП и в рамках этой партии вести такую борьбу. Маоисты резко возражали против сотрудничества с движением за социальное освобождение афро-американского населения.
       На конгрессе СДО в июне 1969г. маоисты были исключены из организации. После ухода маоистов СДО раскололось на два течения: "революционное молодежное течение" и "везермены" ("weatherman" - метеорологи). "Везермены" заявили, что они лучше всех чувствуют погоду как в левом движении, так и во всем обществе (это и послужило основанием назвать их "метеорологами"). По мнению "везерменов", "погода" в обществе такова, что несколько террористических актов могут вызвать всеобщий революционный взрыв.
       "Везермены" не имели организационной связи с маоистами. Более того, в борьбе между маоистами и руководством СДО они поддерживали руководство. И тем не менее идейное воздействие маоизма на "везерменов" очевидно. Противоречие между тактикой маоистов и "везерменов" было кажущимся. "Везермены" намеревались превратить СДО в двойника ПРП. Выдвинув лозунг "Действуй немедленно!" - они провозгласили вооруженную борьбу, уличные бои самым эффективным средством "внесения революционного сознания в массы американского народа".
       Призывы "везерменов" нашли определенный отклик среди студентов, возмущенных жестокими преследованиями и прямым террором властей. "Везермены" ушли в подполье и занялись подготовкой террористических акций. В 1969-1970 годах было совершено 22 взрыва в университетских городках. Сами эти взрывы не вызвали подъема студенческой борьбы и в декабре 1970 года "везермены" заявили о своем отказе от тактики террора, как не оправдавшей себя.
       Организация же тем временем начала дробиться и к началу 70-х фактически прекратила свое существование как общенациональная организация. В начале 70-х в "новом левом" движении заметно возросли настроения в пользу создания партии, имеющей чёткие идейно-политические и организационные принципы. В 1971 году в Дейвенпорте (штат Айова) состоялась конференция на которой присутствовало несколько сотен делегатов от местных организаций СДО. На собрании было решено приступить к созданию массовой социалистической организации, которая должна будет возглавить "новое американское движение".
       Антивоенное движение.
       Сильнейшим катализатором роста политической активности американской молодежи явилась эскалация войны во Вьетнаме. Американское правительство вело войну во Вьетнаме в нарушение даже буржуазно-демократических норм, ибо официально конгресс США не объявлял такой войны. Иными словами в глазах студентов правительство выглядело нарушителем законов своей собственной страны и норм международного права.
       С 1966г. в армию стали призываться в широких масштабах студенты, которые ранее не подлежали призыву до окончания учебы. Поднявшись на борьбу против призыва, студенты обратили внимание на практику призыва, в которой, как в зеркале, отражается классовый характер американского общества и расизм правящих классов: при формировании американских войск во Вьетнаме предпочтение отдавалось выходцам из бедных семей и прежде всего негритянских. Все это предопределило как беспрецедентные масштабы антивоенных выступлений, так и огромный их эффект в деле политического воспитания студентов. Протест против войны становится определяющей чертой деятельности леворадикальных студенческих организаций. В апреле 1965г. по инициативе СДО была проведена первая массовая акция протеста против войны во Вьетнаме - поход на Вашингтон, в которой приняло участие 25 тыс. человек.
       Движение протеста против войны, наряду с борьбой за гражданские права, явилось той основой, на которой была достигнута определенная степень единства левых сил. Во время антивоенного марша 15 апреля 1967г., только в одном Нью-Йорке, по оценкам полиции, в манифестациях приняло участие 125 тыс. человек. В этом антивоенном марше, организованном Комитетом весенней мобилизации за окончание войны во Вьетнаме, приняли участие коммунисты, пацифисты, сторонники М.Л.Кинга, доктора Б.Спока, СДО, СККНД и другие левые организации и группы. Манифестации проходили под лозунгами "прекратить бомбардировки", "ни один вьетнамец никогда не называл меня ниггером", "дети рожаются не для того, чтобы их сжигали". Это была не просто антивоенная, а широкая политическая акция. Участники демонстраций требовали не только прекращения войны. Они призывали искать врагов не во Вьетнаме, а в самих США. Многие ораторы, в частности С.Кармайкл, призывали рассматривать этот марш как один из этапов борьбы против системы эксплуатации, которой подвергаются как негритянское, так и белое население, против самих основ существующей в США системы.
       Организация антивоенного марша 15 апреля 1967г. свидетельствовала и о более внимательном отношении руководителей "нового левого" движения к подготовке и проведению крупных манифестаций. В декабре 1966г. состоялась общенациональная антивоенная студенческая конференция, на которой был создан Студенческий мобилизационный комитет за окончание войны во Вьетнаме. Именно на этой конференции впервые в "новом левом" движении был поднят вопрос о проведении общенациональной антивоенной студенческой забастовки. Но было принято другое решение - развернуть в общенациональном масштабе кампанию по мобилизации студентов для участия в неделе Вьетнама, запланированной на 8-15 апреля 1967г. На конференции было внесено предложение, чтобы студенты давали клятву прибыть к 15 апреля в Нью-Йорк и Сан-Франциско для выражения своей оппозиции войне. Грандиозный успех демонстраций в этих городах показал верность передового американского студенчества этой клятве.
       В дальнейшем антивоенная борьба приобрела еще более внушительные масштабы. Начала давать результаты и агитационная работа, развернутая передовыми студентами среди американских солдат. Уже в 1966г. члены СДО и других "новых левых" организаций стали создавать кафетерии около военных баз, где они вели среди солдат антивоенную агитацию как устно, так и печатно, распространяя свои листовки. Это было в 1966г., а в следующем году, за отказ служить в армии и быть отправленным во Вьетнам были осуждены 952 человека. Около 10 тысяч скрывавшихся от призыва в армию находились в Канаде, а несколько сотен дезертировавших из американской армии искали политического убежища в других странах. В 1969г. из армии США дезертировало 73 тысячи человек. Тысячи американских солдат шли в военной форме в рядах демонстрантов по улицам Вашингтона и Сан-Франциско 15 ноября 1969г. Даже в Сайгоне в тот день появились солдаты с чёрными повязками на рукавах - символ их солидарности с демонстрациями протеста на родине.
       Особенного размаха антивоенное движение достигло в мае 1970г. в связи с вторжением американских войск в Камбожду и расстрелом студенческих демонстраций в Кенте и Джексоне. Студенты одного университета за другим, зачастую даже при поддержке профессорско-преподавательского состава принимают решения о прекращении занятий, объявляют забастовки, выходят на демонстрации.
       Правящие круги пытались сорвать эти мероприятия усилением репрессий. Войска национальной гвардии были введены в университеты и колледжи штатов Иллинойс, Мэриленд, Нью-Мексико, Висконсин, Кентукки, Огайо. Только в колледже Овал (штат Огайо) было арестовано 500 студентов, а 95 - получили ранения. В Мэрилендском университете за два дня демонстраций было ранено 138 человек и 182 арестовано. В Вашингтоне накануне общенациональной антивоенной демонстрации помимо полиции в боевую готовность были приведены 5600 солдат регулярных войск. Представитель Пентагона предупредил на пресс-конференции, что в подсумках солдат - боевые патроны.
       Во второй половине 60-х студенческое движение, отказавшись от тактики ненасильственных действий, провозгласив основным методом борьбы конфронтацию, прямые действия. Под конфронтацией понимались такие действия, как преднамеренные попытки воспрепятствовать нормальному функционированию тех или иных институтов и отдельных личностей: преднамеренное нарушение указаний властей, ответные насильственные действия на использование полицией дубинок, газов и другого оружия, строительство баррикад или использование "подвижной тактики", чтобы предупреждать или задержать разгон полицией массовых демонстраций и т.п.
       Руководители "новых левых" организаций и группировок, и в первую очередь СДО, считали, что конфронтация и боевые действия могут побудить к действиям политически умеренные слои американского населения. Они рассчитывали, что активные действия заставят умеренных и либералов пересмотреть свои взгляды и, даже в случае неодобрения самой тактики конфронтации поддержать студенческие требования. Конфронтация и прямые действия рассматривались также как средство политического просвещения масс, поскольку, как предполагали руководители движения жестокие репрессии со стороны властей должны были наглядно доказать угнетательский характер существующего строя.
       Кое-чего движение конечно же добилось - была наконец прекращена война во Вьетнаме и была подорвана вера во всесилие американской армии, которой пришлось позорно ретироваться из маленького отсталого Вьетнама. Сила суперсовременных американских бомбардировщиков и всей американской военной промышленности оказалась слабее вьетнамских партизан в джунглях.
       Черные Пантеры.
       Во второй половине 60-х годов наряду с антивоенными выступлениями развертываются острейшие расовые волнения. В течении ряда лет десятки крупнейших американских городов пережили буквально состояние гражданской войны. В отличие от проводившихся до сих пор на Юге компаний за гражданские права, где негритянское население являлось в основном объектом деятельности активистов, стремившихся облегчить его участь, в гетто северных городов сам негр становиться основным субъектом борьбы за то, чтобы положить конец своему бесправному положению в обществе.
       Повсеместно негритянское население берет инициативу в свои руки, выдвигает из своей среды признанных руководителей движения. Во главе движения становится партия "Черные пантеры". Официально партия была создана в 1966г. в негритянском пригороде Сан-Франциско - Окленде бывшими студентами Меррит-колледжа Б. Силом и Х. Ньютон. Первоначально идея партии сводилась к созданию в негритянских гетто вооруженных отрядов самообороны против зверств расистов и полиции. Исходя из того, что негры в США постоянно подвергаются преследованиям, оскорблениям, убийствам, не встречая защиты со стороны властей, и основываясь на право ношения оружия, создатели партии "Черные пантеры" решили предпринять попытку положить конец полицейским зверствам внутри негритянских общин, организуя группы самозащиты. Члены партии видели главную задачу в том, чтобы в случаях задержания жителей в гетто полицией тут же на месте знакомить задержанных с перечнем их конституционных прав.
       С самого начала своей деятельности партия уделяла намного больше внимания, по сравнению с СДО вопросам программы и организации. Уже в октябре 1966г. была разработана и принята политическая платформа партии, которая существенно отличалась от борьбы за гражданские права негров. Движение за гражданские права добивалось доступа к участию в общественной и политической жизни, отмены сегригационных барьеров при приеме на работу, на транспорте, при найме жилья, иными словами, стремилось интегрировать негритянское население в существующую систему, не ставя под сомнение ее правомерность. Руководители же движения за свободу и равноправие негритянского населения исходили из того, что только путем изменения всей общественной, политической и экономической структуры общества можно добиться подлинного освобождения негров. "Нашей целью является достижение полной свободы, полной справедливости, полного равенства любыми необходимыми средствами", - писал видный лидер движения Малькольм Икс.
       Антивоенное движение, негритянские бунты и студенческие волнения оказали огромное воздействие на идейно-политический климат в США. Они поколебали у американского населения веру в "избранных демократическим путем представителей народа", которые во время демонстраций и митингов трусливо прятались от этого народа за бронетранспортерами и живой стеной из солдат и полицейских. Многие американцы впервые открыли для себя ту истину, что в действительности правительство опирается на аппарат насилия, а не на согласие народа.
       Массовые боевые выступления студенчества и негритянской молодежи способствовали поляризации общественных сил, углубили раскол в стране по вопросу войны во Вьетнаме, усилив оппозиционные элементы, способствовали отходу все большего числа американцев от слепой веры в президента, что в дальнейшем затруднило дальнейшую эскалацию военных действий в Индокитае. Массовые выступления и ответные жестокие репрессии властей развеяли миф о "социальной гармонии" в США, "американский образ жизни" стал ассоциироваться с жестокими репрессиями, политическими убийствами, расистским террором.
       Касаясь идейной эволюции "нового левого" движения, один из его основателей Т.Хайден писал: "Казалось, что из-за высокого уровня жизни и из-за способности существующего строя приспосабливаться к социальным потрясениям мы обречены на существование в качестве малочисленной и маловлиятельной группы. Мы принимали Миллса и раннего Маркузе за пророков нового социального строя, которому удалось стабилизировать свои основные противоречия. Зачарованные механизмом интеграции рабочего класса в общество потребления, мы рассматривали Америку как нечто уникальное, о чем традиционный марксизм сказал крайне немного. Но время показало, как неправы мы были, засмотревшись на эту сторону американской системы."



Интерреклама. Развлечения. Личные страницы.



BannerPoint
На главную страницуНа страницу оглавленияК предыдущей статьеК следующей статье
Авторские права отменены, копирование разрешается и приветствуется

                                         
Хостинг от uCoz