Печатные издания РусскийEnglishDeutschFrancaisEspanol
На главную страницуНа страницу оглавленияК предыдущей статьеК следующей статье


BannerPoint



     Автор: А.Тарасов; Рубрика: Великий отказ; ЛЭ №1(3)1999.

Молодежь как социальный бульдозер

       Первым, кто четко и ясно указал на функцию молодежи как "социального бульдозера" в современном обществе, была Маргарет Мид, выдающийся американский антрополог и этнограф. На "молодежную революцию" 60-х годов М.Мид откликнулась замечательной книгой "Культура и преемственность" - и вот в ней-то впервые и осмелилась высказать до того крамольную мысль, что с определенной стадии развития цивилизации молодежь перестает играть роль только ученика, младшего партнера взрослых, "пушечного мяса", а начинает выполнять важную функцию "социального бульдозера", расчищающего путь для происходящих в обществе изменений (1).
       Подозрения такого рода зарождались в отдельных головах и раньше. Но М.Мид впервые поставила дело на научную основу. Она разделила все культуры в мире на три вида: постфигуративные, кофигуративные и префигуративные. Постфигуративная культура - это традиционное общество, где все изменения протекают медленно, поколения в основном повторяют жизнь друг друга и дети (молодежь) учатся у взрослых. Кофигуративная - это современное общество, где происходят быстрые изменения, и дети (молодежь) и взрослые вынуждены учиться у сверстников. Префигуративная - это общество будущего, где вал быстрых изменений требует творчества от большинства членов общества, и потому дети (молодежь) и взрослые взаимно обучают друг друга. Роль "социального бульдозера" молодежь начинает играть лишь в кофигуративном обществе. И лишь в префигуративном эта роль приобретает характер безусловно прогрессивный, молодежь получает дополнительные права и становится представителем будущего в настоящем (2).
       Бунтующая молодежь 60-х отрицала рутинную "цивилизацию" корпоративной Америки - с ее ханжеской моралью, убогим интеллектом, расовыми предрассудками, конвейерной экономикой, пещерным антикоммунизмом, показной религиозностью, стандартизированным образом жизни, позитивистским конформистским мышлением. Она требовала создания нового общества - общества без репрессивной морали, без репрессивных политических институтов, без примата конформизма, без игнорирования интересов личности, без отчуждения, общества, где творческая деятельность, самовыражение, самореализация таланта были бы в чести, а не в загоне. Независимо от того, к какому сообществу принадлежали бунтари - к хиппи, йиппи, "новым левым", борцам за гражданские права, борцам за равноправие негров, пуэрториканцов, индейцев, чиканос, сексуальных меньшинств, к рок-культуре, "параллельному кино, "вне-бродвейскому театру", "психоделической живописи", движению за новый образ жизни (коммуны) или к "движению Иисуса", -представления молодых бунтарей радикально отличались от представлений их отцов. Они создали общую для целого поколения субкультуру - КОНТРКУЛЬТУРУ.
       Понятно, почему в студентах-бунтарях 60-х М.Мид увидела "социальный бульдозер" будущего: легко воспринимая новейшие достижения и открытия, чутко улавливая тенденции развития и будучи более приспособленной к жизни в будущем, чем поколения их отцов и дедов, бунтующая молодежь давила на мир "взрослых", разрушая устаревшие, консервативные, утратившие адекватность институты, представления и порядки. Молодые бунтари учились друг у друга - и активно навязывали свои взгляды "миру взрослых". Они действительно были "другими". Специально изучавший лозунги и мышление бунтующей молодежи профессор-психиатр (какая трогательная деталь! - именно ПСИХИАТР) Кеннет Кенистон обнаружил, что между этой молодежью и взрослым миром сложилась "расширяющаяся пропасть". Молодежь, в частности, отрицала гражданскую и политическую активность в формах, предлагавшихся буржуазной демократией, как "бесплодную", не верила официальным политикам и официальным средствам массовой информации, не верила в закономерность, правильность и упорядоченность окружающего мира, в то, что "взрослый мир" обладает монополией на истину, в то, что современное общество учитывает в своей деятельности интересы отдельных личностей, в то, что нужно делать карьеру, добиваться успеха в обществе и в бизнесе, в то, наконец, что "американский герой" - супермен со стальными мышцами, тяжелой нижней челюстью, железобетонной логикой рассуждений и толстым кошельком - чем-то лучше нерешительной, мятущейся, сомневающейся эмоциональной натуры (3). В США, где десятилетиями всех приучали к мысли, что "дело Америки - это бизнес", молодежь 60-х вдруг поспала этот бизнес куда подальше. Опрашивавшая молодежь специальная социологическая группа во главе с Джереми Мейном с обалдением констатировала, что лишь 18% согласны с тем, что деньги играют большую роль в жизни, и лишь 12% студентов хотят стать бизнесменами, в то время как 79% -художниками, музыкантами, учителями, психологами, учеными, изобретателями, журналистами и революционерами, то есть ТВОРЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ (4). То же самое подтверждали и сами бунтари. Лидер Международной молодежной партии ("йиппи") Джерри Рубин в своей "культовой" книге "Сделай это" четко зафиксировал каноны "взрослого мира", которые вызывали отторжение и ненависть у молодежи: "Работай... Учись... Повинуйся... Знай свое место... Будь разумным... Делай деньги..." (5).
       Тогда, в 80-е, капиталистическая Америка увидела в собственной молодежи врага, а в исходящем от молодежи новаторстве - УГРОЗУ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ. Еще и не пахло гражданскими беспорядками 68-го года, еще не начались студенческие выступления против войны во Вьетнаме (май 1964), а тем более - массовые (апрель 1965), еще не было первого студенческого мятежа - "восстания" в Беркли зимой 1964/65, еще не возникла знаменитая "столица хиппи" в Хейт-Эшбери, еще не прозвучало ни одного взрыва левацкой бомбы (их не было в США до конца 68-го), а проницательные буржуазные социологи и философы уже доказали, что молодежь - это опасность, и опасна она именно своей функцией "социального бульдозера" (6).
       Американское государство ответило на "вызов будущего" целой серией тайных программ ЦРУ, ФБР, АНБ и других спецслужб. Директор ФБР Э.Гувер оказался большим спецом в деле борьбы с молодежью. В своей инструкции для исполнительной и судебной власти США в 1966 г. он сообщил: "Американские студенты вовлечены в настоящее время... в опасный заговор.
       Во многих кампусах молодой человек охвачен непокорностью, которая находит выражение в выступлениях против существующей в стране экономической, политической и общественной системы" (7). Три года спустя Гувер высказался о молодежи еще более красочно: "Это фанатики, революционеры-анархисты, известные поджогами, актами вандализма, взрывами и разрушениями по всей стране" (8). Это при том, что хиппи были принципиальными противниками насилия, а самая "страшная" террористическая левацкая группировка в США - "Уээермены" не убила ни одного человека (и даже наоборот: три "уззермена" по дурости подорвались в марте 1970 г. при снаряжении бомбы).
       Пошли потоком статьи в газетах: "Молодежь представляет угрозу для внутренней безопасности", "Молодежь - это социальный динамит", "Молодежь вводит людей в шок" (9) (последний заголовок особенно хорош: а молодежь - это, стало быть, не люди?). "Многие уверены, что студенческие движения протеста в разных частях мира, а первую очередь в США и Западной Европе - результат организованного заговора", -объясняла читателям лондонская "Тайме" (10).
       Заголосили ведущие политики. Начались массовые аресты (по данным ФБР, в 1968/69 учебном гаду по политическим мотивам было арестовано 4 тысячи одних только студентов, в 1989/70 году - 7,5 тысяч, а только в конце апреля - начале мая 1971 в Вашингтоне - 13 тысяч) (11). Начались массовые отчисления из вузов и увольнения проявивших солидарность со студентами преподавателей. Арестованную молодежь (особенно в глубинке и не состоянию в организациях) пачками отправляли в тюрьмы и Йсихбольницы за один только "внешний вид" и "антиобщественную ориентацию" (слушали рок, не носили лифчики, спрашивали в библиотеке книги Маркса и т.п.). В США, где в 60-е совершеннолетними считались лишь достигшие 21 года, бесправная молодежь 15 -19 лет стала излюбленным "подопытным кроликом" для психиатров-садистов в тюрьмах и больницах, испытывавших на своих жертвах наркотики, электрошок, нейролептики, лоботомию, выжигание определенных участков мозга и прочие методы "модификации поведения". Число жертв потянуло на десятки тысяч (не меньше 20 тысяч, а возможно, что втрое больше) (12). К арестованным стали активно применять существующую в США удивительную практику "осуждения на неопределенный срок" (т.е. от 1 года до пожизненного - на усмотрение тюремной администрации). Некоторые сидят до сих пор за то, что в возрасте 16 лет написали на классной доске в школе: "Долой классы сегодня - долой правящие классы завтра!" (13).
       Известных политических активистов судили по сфальсифицированным приговорам (дело "Соледадских братьев", АДэвис, лидеров Движения американских индейцев, лидеров "Черных пантер", "Даусонской пятерки", Б.Чавеса, Д.Меррита, Р.Брауна и многих других). За молодыми бунтарями следили, их письма вскрывали, их телефоны прослушивали, их шантажировали. Их дискредитировали, распространяя о них фантастические слухи (знаменитой кинозвезде Джейн Фонде пытались пришить намерение убить президента Никсона, другую кинозвезду - Джин Сиберг - затравили до смерти: довели до нервных припадков, из-за чего у нее родился мертвый ребенок, а сама актриса покончила жизнь самоубийством).
       Демонстрации молодежи начали разгоняться с забытой в Америке жестокостью (бойня в Чикаго в августе 1968г., бойня в Батон-Руже в ноябре 1972г.). Демонстрации студентов против вторжения в Камбоджу были просто расстреляны (в Кенте и Джексоне в мае 1970г.). В организации молодежи толпами засылали провокаторов (чего стоит одна история агента ФБР "Томми-Путешественника", который последовательно в университетах Корнела, Сиракуз и Буффало снабжал студентов оружием и обучал им пользоваться, а также делать "коктейль Молотова" и организовывал затем нападения на призывные участки, - после чего ребят, естественно, винтили и сажали на всю катушку) (14). Были созданы целые подставные организации ("Комитет по распространению социалистических идей в Америке", "Кадры Красной Звезды", "Красный коллектив" и др.) (15). Молодежное движение целенаправленно наркотизировали (агент ЦРУ и ФБР, участник программ "Наоми", "МК-ультра" и "Программа ЛСД", "апостол психоделической революции" Тимоти Лири ради этой "святой" цели даже в подполье к "уээерменам" уходил и на базу "Черных пантер" в Алжир ездил) - и добились огромных успехов (ФБР позже гордо констатировало в своих отчетах, что вчерашние бунтари, пристрастившись к ЛСД, стали совершенно аполитичны и безвредны) (16). Организации бунтарей методически стравливали друг с другом (например, "Черных пантер" и "Студентов за демократическое общество", "Черных пантер" и "Объединенных рабов" и т.д.), на них натравливали уголовников (в рамках программ "Коинтелпро" и "Завязывание глаз") и специально созданные ФБР ультраправые организации (такие, как "Национальный союз рабочих комитетов" и "Организация секретной армии") (17). Наконец, их просто убивали (только в ходе программы "Коинтелпро" и только в 1969-70гг. было убито 30 лидеров и видных активистов одной только Партии "Черная пантера"). Заодно бунтарей пытались приручить, зазывали на "руководящую работу" в Демократическую и Республиканскую партии, настойчиво убеждали, что вся контркультура сводится к пригодной только для дебилов формуле "drugs, sex and rock'n'roll" и активно навязывали им в качестве "положительной программы" борьбу за охрану окружающей среды (экологическое движение) (18). Сам лидер ультраправых Б.Голдуотер поставил "зеленых" в пример "красным" и "черно-красным" (19).
       Кое-чего бунтующая молодежь добилась: были отменены расовые ограничения, была отчасти демократизирована высшая и средняя школа, было предоставлено избирательное право 18-летним, была прекращена война во Вьетнаме, был подорван авторитет American Way of Life и идеал конформизма, была отменена всеобщая воинская обязанность, добились признания своих прав культурные, языковые и сексуальные меньшинства, Америка смирилась с рок-культурой, "параллельным кино", байкерами и правом ходить в джинсах и свитерах, а не в костюмах-тройках, носить бороду и хайр, жить в коммунах и т.п. Но в целом "атаку из будущего" американское буржуазное общество отбило и перед "молодежной революцией" устояло (об этом с горечью написала М.Мид в год своей смерти, в 1978г., во втором издании "Культуры и преемственности").
       Ничего удивительного, общество состоит не из одной молодежи, да и не вся молодежь была "социальным бульдозером" (бунтарей было в лучшем случае до 30%), а еще нужны были правильная тактика, экономические предпосылки (это еще Маркс знал) и отсутствие страха перед насилием.
      
       Вся беда в том, что "социальный бульдозер" не обязательно прогрессивен. Может быть и наоборот. Для того, чтобы молодежь выполняла роль "социального бульдозера", достаточно одного условия: чтобы общество претерпевало резкие изменения. Как сейчас в России.
       Так уже бывало в истории. М.Мид в качестве примера называла Израиль и США. В США молодежь однажды уже выполнила роль регрессивного, примитивизирующего "социального бульдозера" - в годы освоения Дикого Запада.
       Вместе с эмигрантами - преимущественно неграмотными молодыми крестьянами и молодыми авантюристами из разных стран - "осваивать" Дикий Запад бросились и сыновья янки из восточных штатов. Разумеется, в культурном отношении их отцы-янки были на голову выше этих "новых пионеров". Те так и не создали на Западе ничего, кроме "культуры" кулака и пистолета, сапунов и притонов, маломузыкального речитатива под банджо и презрения к неграм, индейцам и чиканос вперемешку в религиозным фундаментализмом. Эта "культура" в малоизмененном виде и сейчас существует в "одноэтажной Америке" - в малых городах всех штатов Среднего Запада. Не случайно мученица контркультуры Джанис Джоплин, уроженица одного такого городка - Порт-Артура (штат Техас), говорила, что лучше быть распятой на горящем кресте клановцами, чем жить в такой shit hole. И именно эта "культура", увы, определяет "лицо Америки", соответствует American Way of Life.
      
       Закономерен вопрос: раз уж мы попали в такую переделку, что же теперь с нами будет, как быть?
       Как быть, как быть... Сопротивляться. Как когда-то маори в Новой Зеландии. Как когда-то мау-мау в Кении. Как сейчас сапатисты в Мексике. Иначе путь один - стать "навозом истории". Перемены в России - это всегда надолго. За это время успеет вырасти еще одно поколение "бульдозеров" Прогрессивное или регрессивное - не знаю. Но знаю точно: сегодняшних молодых конформистов оно раздавит в лепешку как каток.

  1. Mead M. Culture and Commitment. A Study of the Generation Gap. N.Y. 1970. P. 85.
  2. См.: Мид M. Культура и мир детства. Избранные произведения. M., 1988. С. 323-324, 356-361.
  3. Keniston K. The Uncommitted. Alienated Youth in American Society. N.Y. 1966. P. 103-108.
  4. Fortune, 1969, June.
  5. RubinJ.Dolt.L,1970.P.17.
  6. См.: Eisenstadt S.N. From Generation to Generation. Age Groups and Social Structure. N.Y. 1964. P. 269-271: Parsons T. Social Structure and Personality. N.Y„ 1964. P. 296-299.
  7. Цит. по: Врычков А.Р. Молодая Америка. M., 1971. С. 3.
  8. U. S. News and World Report. 19.05.1969.
  9. Цит. по: Решетов П.Н. Неприкаянные...?-М, 1970. С. 5.
  10. Times, 30.05.1968.
  11. Быков В.М. От молчаливого поколения к бушующему. Трансформация молодого поколения США. M., 1974. С. 78.
  12. Individual Rights and the Federal Role in Behavior Modification. U.S. Congress, Senate, Subcommittee on Constitutional Rights at the . .Committee on the Judiciary. Wash., 1974; Behavior Modification Programs. The Bureau of Prisons Alternative of Long-Term Segregation. U.S. Department of Justice. Wash., 1975; Experiments and Research with Humans: Value in Conflict. Wash., 1975.
  13. Практика вынесения приговоров на неопределенный срок существует в 39 штатах из 50 и в Федеральном округе Колумбия. См. подробнее: Chavkin S. The Mind Stealers. Psychosurgery and Mind Control. Bocton, 1978. P. 101 & next.
  14. International Herald Tribune, 18-19.07.1970.
  15. The New York Times, 24.02.1975.
  16. Melville K. Communes in the Counter Culture. N.Y., 1972. P. 77.
  17. World Magazine, 25.03.1978; The New York Times. 24.06.1974; 27.06.1975; 12.01.1976.
  18. Current, 1970. April. P.3-5; Business Week, 21.03.1970. Р. 29-30.
  19. Congressional Record, 13.04.1970. Р. Е 3086.



Интерреклама. Развлечения. Личные страницы.



BannerPoint
На главную страницуНа страницу оглавленияК предыдущей статьеК следующей статье
Авторские права отменены, копирование разрешается и приветствуется

                                         
Хостинг от uCoz